Озон минск

Выход на российский рынок для белорусских продавцов

Егор Исаев
Руководитель по развитию международного бизнеса OZON

Нашими клиентами являются как покупатели, так и продавцы. Одна из наших приоритетных задач на белорусском рынке — дать возможности открытой платформы местным продавцам. Во-первых, мы помогаем найти продавцам аудиторию — у Ozon уже более 80 млн посетителей в месяц и более 16 млн активных покупателей по всему миру. Во-вторых, мы помогаем наладить логистику — хранение, перевозку между странами и регионами, а также доставку до клиента.

Сотрудничество с маркетплейсом — это, по сути, выход белорусских производителей и продавцов на российский рынок. Всего за месяц после нашего официального выхода в Беларусь к Ozon присоединилось более сотни местных бизнесов, в том числе большие бренды.

Пока местное юрлицо может зарегистрироваться на Ozon и продавать клиентам из России, в ближайшее время станет доступна функция продажи товара внутри Беларуси, а чуть позже и в другие страны. При этом условия для продавцов из Беларуси (комиссия за продажу, которая зависит от категории товара, а также стоимость логистических услуг) не отличаются от условий для российских продавцов.

Фото предоставлено компанией Open Business

О том, что рынок e-commerce Беларуси хорошо развит, свидетельствуют его активный рост последние 6−7 лет на 30−40% ежегодно, а также высокая сегментация. На рынке много сильных игроков e-commerce, каждый из которых имеет свою уникальную специфику, экспертизу и, как следствие, аудиторию.

Мы доставляем в Беларусь почти весь ассортимент, доступный в России. Это порядка 19 млн товарных наименований в 20 категориях — от товаров повседневного спроса, одежды и электроники до автотоваров, бытовой техники и товаров для животных. Скоро начнем доставлять в Беларусь и крупногабаритные товары, чего пока не делаем из-за особенностей логистики между странами.

С июня мы сотрудничаем с «Белпочтой», благодаря которой товары, купленные на Ozon, можно получить даже в самых отдаленных и малонаселенных уголках Беларуси. Также среди наших логистических партнеров — DPD и «Европочта». Всего в стране уже более 3 тыс. точек, где можно получить заказы, сделанные на Ozon. Мы будем увеличивать это количество, в том числе за счет открытия брендированных пунктов выдачи Ozon.

Ozon: анализируем оборот, средние чеки и не только

Последние годы белорусы могли приобретать товары Ozon, но доставка занимала 5−7 дней. Посмотрим по данным аналитической платформы Open Business, как повлиял на показатели Ozon его «полноценный» выход на белорусский рынок.

Оборот. Объем продаж Ozon в Беларуси растет весь 2021 год и, по нашим оценкам, за 6 месяцев 2021 года уже превысил оборот компании в белорусском сегменте за весь 2020 год. В цифрах значения следующие: 18 млн бел. рублей (около $ 7,2 млн) vs 9,8 млн бел. рублей (около $ 3,9 млн). То есть в последние несколько месяцев Ozon в Беларуси продает товаров на сумму около $ 1,5–2 млн.

Нажмите для увеличения

Изображение предоставлено компанией Open Business

Посмотрим на показали Ozon в сравнении с другими игроками рынка. По сравнению с первым полугодием 2020 года оборот вырос у 21vek (+38%) и у Lamoda (+26%). У остальных он снизился: на 17% у Wildberries, на 57% у Imarket и на 58% у 24shop.

Нажмите для увеличения

Изображение предоставлено компанией Open Business

Средний чек. За первые полгода 2021 средний чек Ozon снизился почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (110 бел. рублей vs 190,5 бел. рубля — $ 44 vs $ 764 в эквиваленте). Это может быть связано с упрощением процесса покупки. Раньше, чтобы купить товар на Ozon с доставкой из России, нужно было собраться с мыслями, выбрать более дорогой товар, например технику, дождаться ее 5−7 дней. Сейчас потребительская корзина становится более разнообразной.

Нажмите для увеличения

Изображение предоставлено компанией Open Business

Количество транзакций. По оценкам платформы OpenBusiness, в июне 2021 года белорусы оформили в 5 раз больше заказов на Ozon, чем в январе (56,2 тыс. vs 10,2 тыс.). За первые полгода 2021 суммарное количество транзакций составило 176,4 тыс. — это в 12 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Только за июнь 2021 года в Ozon совершено больше транзакций, чем за весь 2020 год.

Для сравнения посмотрим на транзакции других игроков рынка за I полугодие 2021 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост показал:

  • 21vek (+46%)
  • Wildberries (+23%)
  • Lamoda (+12%).

У остальных игроков количество транзакций снизилось: на 26% у 24shop.by и на 51% у Imarket.by.

Изображение предоставлено компанией Open Business

Возврат товара

Если продукция, купленная на озоне, вам не подошла или оказалась бракованной, вы имеете полное право его вернуть https://docs.ozon.ru/common/otmena-i-vozvrat-zakaza/

Для белорусов действуют правила возврата товара за пределами РФ https://docs.ozon.ru/common/otmena-i-vozvrat-zakaza/kak-vernut-tovar-za-rubezhem/

Проще всего вернуть покупку через личный кабинет: выбираете заказ и нажимаете «Вернуть товары».

Выбираете, что хотите вернуть и указываете причину возврата и способ возврата. Если товар поврежден или бракован – делаете фото и прикладываете к заявке. Нажимаете кнопку «Оформить возврат».

Стоимость возврата: пересылку в Россию покупатель оплачивает сам. В случае признания его бракованным, стоимость пересылки возвращается на карту. Возврат исправной продукции – за счет покупателя.

Заявка на возврат действительна в течение 7 дней.

«Черный лебедь» в белорусском e-commerce

Юлия Локоткова
CEO Open Business

По нашим данным, частота покупок на Ozon увеличивается. За I квартал 2021 года количество уникальных покупателей в месяц (MAU) увеличилось в 3,7 раза в сравнении со всем 2020 годом. Вплоть до июня мы наблюдали геометрический рост Ozon без выхода на плато. Лето внесло в эту геометрию свои коррективы — рост замедлился, но, думаю, это временное явление. Уже в августе мы увидим, как Ozon выходит на новый для себя рекорд.

Ожидаемо, что в 2021 году Ozon будет лидером среди других игроков по темпам роста. Мы считаем, что его растущая активность может привести к оттоку клиентов небольших ecom-игроков, у которых нет такого сильного бренда, как у 21vek или WB. Этот тренд прослеживается уже сейчас при анализе платежного поведения «ранних последователей» Ozon.

Фото: ​corp.ozon.com