Казахстанский экономист рассказал, что мишустин обсуждал в нур-султане

Содержание

Статистика

Население

На данный момент в странах ЕАЭС проживает 183 438 872 человека.

  • = увеличение.
  • = устойчиво.
  • = уменьшение.
Страна Население Мировое положение
1 июня 2017 г. 14 июля 2019 г.,
 Армения 2 981 500 2 962 100 135 ( )
 Беларусь 9 498 600 9 465 300 93 ( )
 Казахстан 18 014 200 18 512 464 62 ( 3)
 Кыргызстан 6 140 200 6 389 500 110 ( )
 Россия 146 804 372 146 793 744 9 ( )
Резюме 183 438 872 184 123 108 8 ( )

HDI

Страна ИЧР по годам
2015 г. 2017 г. 2018 г.
 Россия 0,804 ( 0,001) 49 0,816 ( 0,012) 49 0,824 ( 0,008) 49
 Беларусь 0,796 ( 0,002) 52 0,808 ( 0,012) 53 0,817 ( 0,009) 50
 Казахстан 0,794 ( 0,001) 56 0,800 ( 0,006) 58 0,817 ( 0,017) 50
 Армения 0,743 ( 0,002) 84 0,755 ( 0,012) 83 0,760 ( 0,005) 81 год
 Кыргызстан 0,662 ( 0,002) 120 0,672 ( 0,010) 122 0,674 ( 0,002) 122
Середина 0,760 ( 0,001) 0,770 ( 0,010) 0,778 ( 0,008)

Анализ деятельности

Тем не менее, существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к  программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности – на видео.

https://youtube.com/watch?v=CJkbtK2Rbck

Об авторе

Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
  • 2020.07.08Иностранные организацииРезидент и нерезидент РФ: кто это и чем отличаются
  • 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
  • 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
  • 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа:

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Раздел XVII «Налоги и налогообложение» Договора о ЕАЭС

В данной статье предлагается рассмотреть разд. XVII «Налоги и налогообложение» Договора о ЕАЭС. Этот раздел состоит из трех статей (71 — 73), в которых предусмотрены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах и налогообложение доходов физических лиц. В частности, принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения заложены в ст. 71 проекта договора о ЕАЭС. Согласно данной статье товары, ввозимые с территории одного государства — члена ТС и ЕЭП на территорию другого государства-члена, а также работы и услуги, осуществляемые и оказываемые на единой территории, облагаются косвенными налогами.

Также в данной статье определен принцип недискриминации в рамках ЕЭП. Так, государства-члены при осуществлении взаимной торговли взимают налоги в государстве-члене, на территории которого реализуются товары других государств-членов. Это не менее благоприятно, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории. Кроме того, в данной статье предусмотрено, что государства-члены определяют направления, формы и порядок осуществления сближения законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС, включая:

  • гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам;
  • дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле, в том числе с применением информационных технологий.

В ст. 72 предусмотрено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от акцизов при экспорте товаров и их налогообложение косвенными налогами при импорте.

При этом взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве — члене ТС и ЕЭП, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляется согласно Приложению N 18 к Договору о ЕАЭС. Обмен информацией между налоговыми органами стран ЕАЭС, необходимой для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов, осуществляется в соответствии с отдельным международным межведомственным договором, которым в том числе устанавливается порядок обмена, форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и требования к формату обмена.

Особо следует подчеркнуть включение в текст Договора о ЕАЭС ст. 73, согласно которой признается право граждан стран-участниц на недискриминационное налогообложение доходов при работе по найму в любой стране — участнице Договора. Одновременно следует отметить, что принцип наиболее благоприятствуемой нации или режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле является важным положением ГАТТ, которым устанавливается принцип недискриминации тарифных и других мер регулирования к импортируемым и экспортируемым товарам. В то время как РНБ запрещает применять недискриминационные меры к товарам, произведенным в разных странах, правило национального режима препятствует дискриминации в отношении импортируемых товаров по сравнению с их аналогами, произведенными в самой стране, как в отношении обложения их внутренними налогами, так и в отношении применения внутреннего законодательства.

Принцип национального режима, дополняющий РНБ, предусматривает, что импортированный товар должен иметь не менее благоприятные условия на внутреннем рынке, чем подобные товары отечественного производства. Другими словами, страны-участницы предоставляют импортным товарам те же условия продвижения на рынке, что и аналогичным товарам отечественного производства. Таким образом, страна не имеет права после того, как товар попал на ее рынок, взимать внутренний налог (например, налог с продаж или НДС) по более высоким ставкам, чем те, которые применяются для товаров отечественного или внутреннего происхождения.

Евразийское экономическое сообщество

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было предшественником Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в 2000 г. и вступил в силу в 2001. В 2014 году государства-члены подписали соглашение о прекращении деятельности сообщества.

Эта международная экономическая организация была создана для продвижения Таможенного союза и Единого экономического пространства между странами-членами наряду с другими задачами экономического и гуманитарного характера.

Странами-участницами были:

  • Беларусь,
  • Казахстан,
  • Киргизия,
  • Россия,
  • Таджикистан,
  • Узбекистан,

Странами-наблюдателями были:

  • Армения,
  • Молдавия,
  • Украина.

Как правильно «ЕАЭС» или «ЕврАзЭС»?

В некоторых источниках используется неправильное сокращение «ЕврАзЭС» для Евразийского экономического союза, во всех официальных документах принято использовать аббревиатуру ЕАЭС.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия).
На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

  • Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза;
  • международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Евразийской экономической комиссии;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Беларусь

Республика Беларусь заняла 63-е место среди охваченных данным исследованием 189 государств, повысив тем самым свою прошлогоднюю позицию на один рейтинговый пункт.

В структуре отчета на 2014 г. у Беларуси сложились следующие позиции:

  • «Создание компании» — 15 место (в отчете «Ведение бизнеса 2013» — 20);
  • «Получение разрешений на строительство» — 30 место (37);
  • «Подключение к системе энергоснабжения» — 168 место (175);
  • «Регистрация собственности» — 3 место (3);
  • «Получение кредита» — 109 место (105);
  • «Защита прав и интересов инвесторов» — 98 место (95);
  • «Налогообложение» — 133 место (135);
  • «Международная торговля» — 149 место (150);
  • «Обеспечение исполнения контрактов» — 13-е место (13);
  • «Разрешение неплатежеспособности» — 74 место (56).

Примечания

Русский мир

Страны русского мира  ЕАЭС: Армения • Беларусь • Казахстан • Киргизия • Россия

СНГ: Азербайджан • Молдавия (в том числе Гагаузия) • Таджикистан • Туркмения • Узбекистан • Украина

Прочие страны: Болгария • Грузия • Израиль • Латвия • Литва • Сербия • Эстония Частично признанные: Абхазия • ДНР • ЛНР • НКР • ПМР • Южная Осетия • Проекты: Новороссия • Малороссия

Организации  Евразийский союз • ОДКБ • СНГ
Общее  Русское православие • Русский язык

Внешняя политика России

Международные отношения  Австрия • Бельгия • Великобритания • Европейский Союз • Индия • Иран • Канада • Китай • Польша • Словакия • США • Украина • Япония
Границы  Изменения границ современной России • Территориальные споры России • Российская Арктика
Международная помощь  Помощь России другим странам • Списание долгов Россией • Военные действия России в Сирии
Речи Путина  Мюнхенская речь Путина • Крымская речь Путина
Санкции  Список Магнитского • Закон Димы Яковлева • Дело Скрипалей • Антироссийские санкции (список)
См. также  Евразийский союз • Денонсация Беловежских соглашений ГД РФ в 1996 году • Независимость Косово • Гибель Кристофа де Маржери • Вопросы по воссоединению Крыма с Россией • Вопросы по геополитической ситуации

Выгоды Киргизии

Одним из явных плюсов членства Киргизии в ЕАЭС является упрощение процедур
и правил, регулирующих трудовую миграцию. В настоящий момент в России

работает

около 600 тыс. выходцев из Киргизии. Благодаря ЕАЭС кыргызстанцы получили
ровно такие же права на трудоустройство, как и остальные члены союза.
Граждане республики могут работать в России без патентов, квот, сдачи
экзамена на знание русского языка и других разрешительных документов.
Подобное позволяет экономить мигрантам не менее 60 тыс. руб. ежегодно.

«Это позволило переломить тенденцию роста возврата трудовых мигрантов в
республику на фоне того, что количество мигрантов, приезжающих из
Узбекистана и Таджикистана в Россию, последовательно снижается», —

заявил

ранее политолог, заместитель директора Фонда «Евразийцы — новая волна» в
Кыргызстане Денис Бердаков.

К тому же по итогам 2015 года объём денежных переводов в Киргизию из России
составил более $1,5 млрд. Примечательно, что многие граждане республики
стали работать на территории РФ на более высокооплачиваемых должностях.

«Трудовые мигранты из КР были освобождены от дополнительных сборов и
получили равные права с местными рабочими. В случае России это означало
освобождение от патентного сбора и необходимости сдавать экзамены, что
позволяет каждому мигранту экономить несколько десятков тысяч рублей в
год. В результате поток переводов трудовых мигрантов в КР наименее
пострадал от инфляции и сокращения рынка труда в РФ. Для рабочих из
Таджикистана и Узбекистана это стало серьёзным ударом, однако выходцы
из КР даже несколько укрепили свои позиции в России»,

заявил

ранее глава Евразийского аналитического клуба (ЕАК) Никита Мендкович.

Ещё один плюс для Киргизии
— система распределения ввозных таможенных
пошлин внутри ЕАЭС
— обязательный денежный сбор при импорте товаров.

«Только за 6 месяцев 2016 года бюджет республики благодаря этому
получил $160 млн дополнительного дохода»,

заявила

ранее кандидат политических наук, заведующая сектором экономического
развития постсоветских стран Института экономики РАН Елена Кузьмина.

У предпринимателей Киргизии появились новые финансовые составляющие для
ведения бизнеса. Так, по словам президента Ассоциации рынков, предприятий и
сферы услуг Сергея Пономарёва, ЕАЭС

открыл

большие возможности для малого и среднего бизнеса.

«Одним из плюсов стали для нас постоянно открытые границы с
Казахстаном. Раньше чуть что, наши соседи сразу же закрывали въезд для
всех наших грузов, сейчас эти запреты изредка касаются лишь
определённых товаров. Также постепенно идёт оживление на основных
рынках страны, что положительно сказывается и на большей части
отечественного бизнеса»,

— отметил Сергей Пономарёв (сейчас из-за конфликта с Казахстаном есть риск потери этого
преимущества, но мы надеемся, что ситуация нормализуется.
— Прим. ред.).

По данным ЕЭК, в 2016 году основными торговыми партнёрами Бишкека на рынке
ЕАЭС являются Казахстан (66% в общем объёме экспорта КР на рынок ЕАЭС, 38%

— в импорте) и Россия (33% в экспорте, 59% в импорте).

«По сравнению с январём
— декабрём 2015 года объём экспорта Кыргызской
Республики в государства
— члены ЕАЭС увеличился на 4,4%. Объёмы
поставок минеральных продуктов возросли в 2,7 раза (27,6% общего объёма
экспорта Кыргызской Республики во взаимной торговле),
продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья
— на 3,1%
(26%)»,

говорится

в документах ЕЭК.

По сравнению с 2015 годом пропорции развития взаимной торговли по
Кыргызской Республике изменились следующим образом: с 0,9% до 1%.

Статус ратификации договоров

Договор о Евразийском экономическом союзе

Подписавший Дата Учреждение AB Депонированный Справка
Беларусь 9 октября 2014 г. Совет Республики 64 1 янв 2015
9 октября 2014 г. палата представителей Одобренный
9 октября 2014 г. Президентское согласие Предоставляется
Казахстан 9 октября 2014 г. Сенат Одобренный
1 октября 2014 г. Мажилис 101 3
14 октября 2014 г. Президентское согласие Предоставляется
Россия 1 октября 2014 г. Совет Федерации 140
26 сен 2014 Государственная Дума 441 1
3 октября 2014 г. Президентское согласие Предоставляется

Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе

Подписавший Дата Учреждение AB Депонированный Справка
Армения 4 декабря 2014 г. национальное собрание 103 7 1 2 янв 2015
30 декабря 2014 г. Президентское согласие Предоставляется
Беларусь 19 декабря 2014 г. Совет Республики Одобренный
19 декабря 2014 г. палата представителей Одобренный
29 декабря 2014 г. Президентское согласие Предоставляется
Казахстан 19 декабря 2014 г. Сенат Одобренный
18 декабря 2014 г. Мажилис Одобренный
24 декабря 2014 г. Президентское согласие Предоставляется
Россия 17 декабря 2014 г. Совет Федерации 149
10 декабря 2014 г. Государственная Дума 441 1
22 декабря 2014 г. Президентское согласие Предоставляется

Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе

Подписавший Дата Учреждение AB Депонированный Справка
Армения 16 июн 2015 национальное собрание 91 4 12 августа 2015
18 июн 2015 Президентское согласие Предоставляется
Беларусь 26 июн 2015 Совет Республики Одобренный
30 июн 2015 палата представителей Одобренный
24 июл 2015 Президентское согласие Предоставляется
Казахстан 1 июл 2015 Мажилис Одобренный
9 июл 2015 Сенат Одобренный
5 августа 2015 Президентское согласие Предоставляется
Кыргызстан 20 мая 2015 Верховный Совет 96 2
21 мая 2015 Президентское согласие Предоставляется
Россия 01 июл 2015 Государственная Дума 437 2
08 июл 2015 Совет Федерации Одобренный
13 июл 2015 Президентское согласие Предоставляется

Состоит ли в ЕАЭС

Участие в интеграционных процессах это адекватное желание для всех развитых и развивающихся стран. Союзные отношения реализуются в рамках разных объединений. В каждом из них подразумеваются преимущества и возможные недостатки для, тех кто сюда только вступает.

Евразийский экономический союз — международное объединение экономического характера деятельности, существующее с 2015 года. Основная экономическая цель заключается в достижении свободного циркулирования товаров, услуг, капитала и трудовой силы. ВВП и численность населения Узбекистана достаточно обширны и перспектива вхождения его в союз положительна для остальных участников.

Узбекистан еще в декабре 2019 года высказался о том, что он, вероятно, войдет в союз. Однако, иметь отношение к этому объединению можно по-разному. Всего официальных участников на 2020 год здесь пять, а остальные выступают наблюдателями либо просто партнерами по свободной торговле. Евразийский экономический союз в перспективе не против привлечения и многих иных государств, с которыми ведутся переговоры.

Несмотря на то, что Узбекистан имеет ряд своих финансовых и социальных проблем по мнению западных стран он привлекателен в плане сотрудничества и именуется как эльдорадо на просторах Евразии. По умозаключениям специалистов Узбекистан это более чем 30-миллионная рыночная площадка, на которой многое подлежит экспорту и импорту. Именно за это при нынешнем руководителе страны Мирзиееве происходит экономическая борьба между разными политическими субъектами. Отмечается, что Россия обладает стартовой позицией, которая намного выше, чем у остальных претендентов на взаимодействие (у Европейского союза, США, Китая). Но зная свою привлекательность в качестве партнера Узбекистан, нуждающийся в сотрудничестве, максимально оттягивает ситуацию с принятием серьезных решений и ждет наиболее выгодного для себя предложения.

  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Россия.

Узбекистан отсутствует и когда войдет в список непонятно. Исходя из ныне текущего состава, остальными странами делаются выводы о том, что это вторая версия Советского Союза. И отношение к этому неоднозначное. Но страны-участники планируют обширное сотрудничество и с совершенно иными зарубежными государствами. Среди выразивших свою заинтересованность есть Венгрия, Тунис, Япония и т.д. На стадии переговоров уже находится Китай, Израиль, Тайланд и т.д. Вот почему США, не показывая свою озабоченность о наращивании мощи союза, могут несколько манипулировать ситуацией входа сюда Узбекистана и некоторых иных стран (желающих зайти в ВТО). Всемирная торговая организация, существующая уже с 1995 года не имеет принципов запрета по вступлению в альтернативные союзы. Та же Россия и ряд других государств состоят в ВТО. Однако, по мнению Запада Узбекистану нужно определить приоритеты и для начала вступить в ВТО, если есть намерение развить международное сотрудничество.

Предполагается, что Узбекистан станет наблюдателем в ЕАЭС. Это официальный статус, который на апрель 2020 года имеет только Молдавия. Причем на этом месте она находится с 2018 года. Получение статуса происходит по стандартной последовательности. Для начала надо обратиться с таким обращением к Председателю Высшего совета. Дальше этот орган анализирует все за и против и принимает в течение 30 дней позицию от каждого члена-государства. Затем принимается решение о принятии нового члена или отказа ему в этой привилегии. Что дает этот статус? Доступ к участию в заседаниях, возможность ознакамливаться с открытыми копиями документов. Запрещается действовать каким-либо образом против интересов стран-участников.

Этапы формирования

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном  еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами  и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС. Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Выгоды России

Россия, благодаря членству в ЕАЭС, получила доступ к новым рынкам сырья, а
также рынкам сбыта своей продукции. После распада СССР Москва потеряла
большинство месторождений хромовой и марганцевой руды, титана, свинца,
урана, цинка, молибдена и некоторых других металлов.

По этой причине Россия была вынуждена закупать подобное сырьё на
территории ближнего зарубежья. С появлением ЕАЭС задача облегчилась, и
Россия может свободно закупать ресурсы у стран — участниц союза.

К тому же у России есть возможность поставлять свою продукцию в республики
ЕАЭС.

«В товарной структуре взаимной торговли государств — членов ЕАЭС
наибольший удельный вес занимают минеральные продукты (27,1% объёма
взаимной торговли), из которых 85% на рынок ЕАЭС поставляет
Российская Федерация. Существенны поставки машин, оборудования и
транспортных средств (17,5% объёма взаимной торговли, из которых 54,7%
приходится на Российскую Федерацию и 41,9% — на Республику Беларусь).
Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составила
16,1% объёма взаимной торговли, из которых 52,5% приходится на
Республику Беларусь и 35,9% — на Российскую Федерацию», — говорится в документе.

Членство России в ЕАЭС также помогло упорядочить сферу трудовой миграции.
Так, в 2015 году в России стало гораздо меньше трудовых мигрантов из
большинства стран СНГ. Это касается всех государств за исключением Армении
и Киргизии — участников ЕАЭС. По сути, в Москве остались трудовые мигранты,
которые являются гражданами стран союза.

Например, число выходцев из Азербайджана сократилось на 7,2%, Грузии — на
3,2%, Таджикистана — на 10,6%, Узбекистана — на 16,3%, Туркмении — на
16,5%.

«Таким образом, членство в ЕАЭС оказало существенное влияние на
динамику численности трудовых мигрантов. Не входящие в союз государства
пережили «миграционный шок» наиболее остро, тогда как страны —
участницы ЕАЭС избежали его или пережили в смягчённом виде», —

говорится

в докладе Евразийского аналитического клуба «Трудовая миграция в ЕАЭС на
начало 2016 года», представленного общественности в конце февраля.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

  • Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
  • Евразийский межправительственный совет
  • Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
  • Суд Евразийского экономического союза

Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:

  • Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • и другие.

Неравные возможности

Казалось бы, именно на территории ЕАЭС имеются равные возможности для торговых отношений между странами – участницами союза. Но казахстанские предприниматели жалуются на недобросовестную конкуренцию, множество существующих административных и технических барьеров.

По словам члена коллегии евразийской экономический комиссии, вице-министра национальной экономики РК Серика Жумангарина, завоевывать рынок ЕАЭС необходимо: это территория с населением 180 млн человек, где только объем госзакупок оценивается в $123 млрд. Но, по мнению директора региональной палаты предпринимателей Игоря Шацкого, сделать это не так легко.

Непростая ситуация сложилась во многих сферах. Например, из-за существующих нерешенных вопросов между отраслевыми ведомствами местная цементная компания не смогла получить российский сертификат на ввоз цемента. Без него за каждый вагон сырья предусмотрен штраф в размере 100 тыс. рублей. Понятны меры, предпринимаемые российской стороной с целью защиты своего рынка. Вот только у себя на родине казахстанские товаропроизводители защищены слабо: российский цемент беспрепятственно поступает в РК. 

В похожую ситуацию попало и другое предприятие из Усть-Каменогорска – АО «Казэлектромонтаж», которое решило принять участие в госзакупках и продать национальной компании РФ электрический шкаф. Проведение необходимой отраслевой сертификации изделия требовало «пожертвовать» для испытаний такой же шкаф стоимостью 10 млн тенге. Сделка не состоялась. Показательно, что ранее компания экспортировала в Россию 60% своей продукции, сейчас – 2%.

Вопросы, часто задаваемые о ЕАЭС

Беларусь является ли членом Союза? Если да, то, когда вступила?

Беларусь изначально вошла в состав ЕАЭС. Вместе с Россией и Казахстаном ратифицировала соглашение 01.01.2015 года.

Существующий единый орган, отвечающий и регулирующий деятельность Евразийского союза?

Такие полномочия возложены на Евразийскую экономическую комиссию. Работает постоянно, отдельные заседания не проводит. Решает общие вопросы экономического развития стран – участниц.

Если председатель Союза? Если да, то кто?

Есть председатель, меняется каждый год. В 2019 году главенствовала Армения, соответственно Председателем был Президент этой республики – Никол Пашенян. В 2020 году главенствовала Беларусь, соответственно председательствовал Президент этой Республики – Александр Лукашенко. В 2021 году главенствует Казахстан, соответственно Председатель – глава страны Касым-Жомарт Токаев.

Евразийский экономический союз

Эмблема Евразийского Экономического Союза

Предлагаемый флаг Евразийского Экономического Союза

Евразийский экономический союз: достижения и перспективы (9 января 2017 года).

Состав ЕАЭС

  • Армения (с 10 октября 2014 года)
  • Беларусь (с 29 мая 2014 года)
  • Казахстан (с 29 мая 2014 года)
  • Киргизия (c 23 декабря 2014 года)
  • Россия (с 29 мая 2014 года)

Наблюдатели

  • Молдавия — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 14 апреля 2017 года)
  • Узбекистан — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 11 декабря 2020 года)
  • Куба — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 11 декабря 2020 года)

Другие потенциальные участники

Участие России в глобальных организациях

Российская Федерация принимает активное участие в жизни мирового сообщества и является постоянным членом большого количества всемирных организаций, рассмотрим основные из них:

  • Таможенный союз – надгосударственное объединение нескольких стран с целью создания единого экономического пространства и рынка, устранения таможенных ограничений для товаров.
  • Организация Объединенных Наций (Совет Безопасности) – постоянный орган ООН, занимающийся вопросами международной безопасности.
  • Содружество Независимых Государств – союз государств, ранее входивших в СССР. Главной целью СНГ являются вопросы политического, экономического и культурного взаимодействия между странами-участницами.
  • Организация Договора о коллективной безопасности – совет нескольких государств для поддержания мира и порядка на территории участников.
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе – объединение, занимающееся решением вопросов безопасности в Европе.
  • Совет Европы – объединение европейских стран для укрепления демократии, совершенствования законодательства в области прав человека и культурного взаимодействия между странами.
  • БРИКС — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – региональный форум для развития торговли между участниками.
  • Шанхайская организация сотрудничества – объединение, целью которого является поддержание мира и стабильности. Не является военным блоком.
  • Евразийский экономический союз – региональная организация, выступающая за интеграцию и сближение рынков стран-участниц.
  • Международная организация по стандартизации – всемирное объединение, основной целью которого является выпуск международных стандартов и их внедрение на территории всех участников.
  • Международный олимпийский комитет – организация, созданная с целью возрождения и продвижения олимпийского движения в мире.
  • Международная электротехническая комиссия – объединение, занимающееся стандартизацией электросетей и оборудования.
  • Всемирная торговая организация – торговый союз, призванный обеспечить равные права на международном рынке всем участникам.