Бизнес модель Tesla
Как заявляет менеджмент, Тесла — не просто производитель авто, а единственная в мире вертикально-интегрированная энергетическая компания, которая следует принципам устойчивого развития.
С одной стороны это действительно так, ведь под руководством дочернего предприятия Solar City, компания занимается генерацией и хранением электроэнергии — продает солнечные батареи, солнечные панели и даже целые солнечные крыши, сделанные из стеклянной черепицы.
Но с другой, Solar City приносит компании всего-лишь 4% выручки, и вообще не совсем понятны перспективы этого бизнеса. Особенно в частном секторе.Пока что, перевод дома на автономное солнечное питание — слишком дорогостоящая затея и окупается пару десятилетий.
Основной бизнес — это, безусловно, автомобильная промышленность.
Тесла продает электромобили, сдает их в аренду, а также оказывает различные послепродажные услуги в виде ремонта и страхования.
Интересно, что в США компания осуществляет продажи авто не через дилерские центры, как многие привыкли, а через собственный сайт. Люди заказывают автомобили прямо как айфоны или пиццу, и в установленный срок курьер осуществляет доставку по указанному адресу.
Сервисные услуги тоже имеют свою специфику. Некоторые неисправности решаются установкой нового ПО, а в случае серьезных поломок можно вызвать так называемого Tesla Ranger для осуществления ремонта на дому.
Обратите внимание, насколько такая бизнес-модель отличается от методов ведения бизнеса других автопроизводителей. Основная ценность Tesla в этом и заключается
Компания меняет в лучшую сторону клиентский опыт и вообще все, что можно изменить.
Сейчас модельный ряд представлен четырьмя автомобилями:
Рис. 1 Модельный ряд Тесла. Model S, Х — премиум сегмент. Model 3, Y — массмаркет
И главными фигурами здесь являются Model 3 (да, да — это не буква E) и Model Y (в перспективе)
Как и где купить акции «Тесла»
Разумеется, частному лицу нужно работать исключительно через брокера – профессионального участника рынка ценных бумаг. То есть, посредством предоставляемой им инфраструктуры: программного обеспечения, расчетных счетов и счетов-депо.
Брокерская компания 24option предоставляет своим клиентам доступ ко всем секторам глобального финансового рынка (как с точки зрения инструментария, так и географического расположения этих площадок). В том числе, с помощью 24option осуществляется доступ к американским биржам, где можно купить и рассматриваемые акции «Тесла».
Обращаю внимание, если у вас нет опыта, то торговать у этого брокера можно при помощи автотрейдинга. Необходимо зарегистрироваться на сайте торгового робота
Отличный вариант для новичков.
Что влияет на цену акций
На цену акций влияет многие факторы. Среди них фундаментальный анализ, результаты продаж, информация инсайдеров, слухи о компании.
Перспективы компании
Насколько Tesla сможет конкурировать с целой волной новых производителей электромобилей? Это главный вопрос при определении перспектив.
Основную прибыль дает на сегодня дивизион, выпускающий автомобили. Выручка от выработки электроэнергии и совместной работы с другими производителями по поставке им комплектующих и технологий на сегодня существенно отстает от основного направления.
Для инвесторов важным вопросом является желание Илона Маска вывести Tesla из рамок публичной компании и провести делистинг. Об этом он объявил в 2018 году. Более того — обозначил стоимость акции в $420, когда это произойдет. Сотрудничество с инвесторами будет продолжено через специальный фонд.
Аналитика и прогноз по бумаге
Рассмотрю недельный график обыкновенных акций Tesla.
С технической точки зрения, котировки Tesla сломали линию поддержки от апреля 2017 года. Эти же примерно уровни выступали до этого сопротивлением 3 года. У быков еще остается шанс вернуться к сумме за акцию выше $260. Но времени на это не слишком много, не более 4-недельных свечей.
В любом случае у игроков на понижение появился шанс увести цену до первого стратегического уровня и круглой цифры 200. Думаю, что краткосрочном и среднесрочном периодах козырей все-таки больше у медведей. С учетом трудностей ведения дел и финансов в самой компании. Об этом ниже.
Более 700 миллионов долларов убытка получила Tesla в первом квартале 2019 года. Это больше прогноза. Серьезным ударом по имиджу стало возгорание Tesla S в Китае, заснятое на видео, которое смогли посмотреть миллионы людей.
Трудности с продажами машин в Китае и Европе внесли свой вклад в плохие финансовые показатели. Плюс существенное снижение размеров резерва денег — на $1,5 млрд.
Главной надеждой для инвесторов являются обещания Tesla выйти на операционную прибыль по результатам 3-го квартала 2019 года с увеличением количества продаж в среднем на 50% относительно предыдущего года.
В оценке аналитиков инвестиционных компаний относительно поведения цены акции нет единого мнения. До весны 2020 года оценка Morgan Stanley остается на текущих уровнях без надежды на рост, Barclays Capital — снижают ниже 200. В то же время Oppenheimer Funds и Jefferies Group оптимистично смотрят в будущее Тесла и дают прогноз увеличения цены акций до 437 и 400 соответственно.
Альтернатива в этой отрасли
В гонку выпуска электромобилей включилось большинство крупных мировых производителей. Эра Tesla с инновационными решениями как единственного ведущего производителя машин на электрической тяге уходит.
Конкуренты:
- В Японии — Toyota, Honda, Nissan и Mitsubishi.
- В Южной Корее — Hyundaic IONIQ Electric, KiaNiro EV, KiaSoul EV.
- В Германии — Audi e-tronquattro, Mercedes-Benz EQC, Opel Corsa E | Q4, Porsche Taycan, Volkswagen ID. Volvo выпустит две модели — Polestar и XC40 EV.
- Французы — Renault ZOE, Peugeot e-208, Citroen e-C1 и DS3 Crossback E-Tense.
Список этим не ограничивается. В премиальном секторе готовится к выпуску ряд новинок.
Заключение
В статье я рассмотрел, сколько стоят акции Tesla, перспективы инвестирования в бумаги этой компании, риски, связанные с деятельностью и результатами работы.
При всей новизне и креативности самой компании и личности Илона Маска считаю, что на сегодня покупать бумаги Тесла на долгий срок крайне рискованно. Если очень хочется — на небольшую часть портфеля.
А ваше мнение о перспективах компании и акций Tesla какое?
До свидания, читайте мои статьи!
Tesla: пирамида или бизнес?
Если взглянуть на других автопроизводителей, то увидим следующее:
Тесла производит ничтожно-мало авто, но занимает 2 строчку по капитализации, уступая первенство лишь тойоте:
Рис. 5 Капитализация и кол-во выпускаемых автомобилей.
Как такое возможно? Либо мир сошел с ума, либо инвесторы видят в компании нечто большее чем просто автопроизводителя. И видят они следующее:
По итогам 2019 года мировые продажи электромобилей составили 2,1 млн. Блумберг прогнозирует увеличение показателя до 8,5 млн. к 2025 году и 54 млн. к 2040 году.
Индустрию двигают меры гос. поддержки и развитие новых технологий. Стоимость литий-ионных батарей в период с 2010 по 2019 год снизилась на 87%, и по заявлением аналитиков тренд продолжится. А это крайне важный фактор, благоприятно влияющий на рентабельность бизнеса.
Уже всем очевидно, что переход на возобновляемые источники энергии — устойчивый тренд, и что все человечество когда-нибудь пересядет на электромобили
Cейчас Тесла — абсолютный лидер на этом рынке. И по техническим характеристикам и по количеству продаж:
Рис. 6 Запас хода разных моделей
На рынке США Model 3 обошла всех конкурентов в своем сегменте, а у нового кроссовера Model Y потенциал просто огромный:
Рис. 7 Доля Model 3 и Model Y на рынке США. Model Y была выпущена в марте, и ей еще предстоит завоевать свою долю рынка.
Готовящаяся к выходу модель Cyber Truck тоже приглянулась американским фермерам и получила множество предзаказов.
Мы видим, что для Tesla нарастить продажи в 2 и более раз — вполне достижимая задача, в то время как Ford, GM или VW на такое не способны. Рынок автомобилей на двс, очевидно, находится в стадии зрелости.
Производитель электрокаров занимает лидирующее положение в сегменте, органический рост которого неизбежен. Поэтому рынок готов платить за форд столько сколько реально стоят его заводы и автомобили, а за Теслу столько, сколько эти заводы и автомобили и будут стоить лет через 10 — 20.
Факторы, влияющие на стоимость акций «Тесла»
Текущие (тактические) факторы, оказывающие влияние на стоимость бумаг компании «Тесла Инк.», были подробно рассмотрены выше. Однако более интересными являются те основания, исходя из которых можно делать прогнозы, относительно восстановления капитализации компании не позже чем через год. Причин несколько:
Мир заинтересован в электромобилях.
Это фундаментальный вектор. Все страны вместе и каждая в отдельности желают уйти от углеводородной зависимости. Это дает не только неоспоримые экологические и политические преимущества, но также и весомую экономическую выгоду, так как улучшается торговый и платежный баланс страны (сокращается стратегически важный импорт топлива). Так что продажи электромобилей в мире будет только расти, а автомобилей – сокращаться.
Среди производителей электромобилей компания «Тесла Инк.» занимает лидирующие позиции.
Не смотря на то, что «Тесла» — это стартап, организованный с нуля, динамика развития фирмы на настоящий момент превышает то, что демонстрируют нам существующие производители автомобилей (с историей). В разных частях мира «Тесла» открывает гигафабрики по производству как аккумуляторных элементов, так и автомобилей; на рынок выпускаются новые модели; регулярно происходит снижение цен.
Даже эта пара факторов формируют весомую аргументацию для миллионов инвесторов, которые приобретают акции компании в расчете на рост ее фундаментальной капитализации. И эти расчеты из года в год вполне оправдываются.
Операционные показатели и финансы
Дело в том, что эти две модели — представители того самого масс маркета, к которому Маск стремился с момента основания компании.
Бурный рост в поставках новых авто, начавшийся в 3 кв. 2018 обусловлен запуском в продажу именно Model 3:
Рис. 2 Объем продаж автомобилей. Первый квартал 2020 оказался рекордным даже не смотря на пандемию (по отношению к первым кварталам)
По итогам 1 кв. 2020 Тесла поставила 88 495 автомобилей, 86% продаж пришлось на модели 3 и Y. В условиях пандемии это просто прекрасные результаты.
Такой прогресс в операционных показателях не мог не отразится на финансах компании и ее котировках:
Рис. 3 График Tesla. Взлет начался еще в конце 2019 года после выхода позитивного отчета за 3 квартал
Вот уже третий квартал подряд Tesla показывает прибыль и радует инвесторов, хотя до этого была стабильно убыточной компанией:
Рис. 4 Прибыль по кварталам. Прибыль компания показывала и в 2018 году после запуска в продажу Model 3. До этого — сплошные убытки
Пока автомобили Тесла оставались игрушками для состоятельных людей, аналитики пророчили банкротство в виду высокого долга компании и ее неспособности показывать прибыль. Постоянные выходки Илона Маска по типу ложных твитов о приватизации и курение марихуаны на интервью тоже не особо нравились инвесторам.
После того, как Тесла доказала, что прибыль в бизнесе все-таки есть, что она может собирать и поставлять относительно недорогие автомобили для широкого рынка, акции взмыли до небес. По заявлениям аналитиков, немалую роль в этом росте сыграло закрытие шортовых позиций всех тех скептиков, кто давал акции красную цену в 15 баксов.
Но насколько текущая оценка в $820 за акцию справедлива, учитывая, что компания только начала показывать прибыль, на дворе кризис, а Маск недавно снова был у Джо Рогана?
Регуляторная проверка
Помимо того, что Tesla может не оправдать консенсус-прогнозы по прибыли на текущий год, она также столкнулась с регуляторной проверкой, которая может закончиться масштабным отзывом автомобилей.
Национальное управление безопасностью движения на трассах США (NHTSA) на прошлой неделе начало официальную проверку системы Tesla Autopilot после почти дюжины случаев столкновения машин Tesla с автомобилями экстренных служб. В течение последних нескольких лет клиенты Tesla заплатили за этот функционал тысячи долларов.
Проверка NHTSA затрагивает 765 тыс. автомобилей Tesla моделей Y, X, S и 3, выпущенных с 2014 года и по настоящее время. Регулятор объявил, что поводом для начала проверки послужили 11 случаев столкновения, в результате которых 17 человек получили ранения и один человек погиб. NHTSA обладает полномочиями признавать автомобили неисправными и распоряжаться об отзывах.
Согласно Bloomberg, производителя электромобилей уже не первый год упрекают за вводящее в заблуждение наименование этой системы. С конца 2016 года компания называет эту функцию в своих рекламных материалах полностью автономным автопилотом. На деле же Autopilot в автомобилях Tesla представляет собой систему содействия водителю, которая поддерживает скорость стабильной и обеспечивает центровку автомобиля на полосе, при этом водитель должен постоянно контролировать ситуацию.
В настоящее время Tesla предлагает своим клиентам эти функции, которые принято называть FSD, в виде пакета за $10 000, или $199 в месяц.
После начала инспекции NHTSA, провести проверку в отношении Tesla в связи с рекламой функций Autopilot и FSD также попросили два сенатора от Демократической партии, обратившихся в Федеральную комиссию по торговле США (Federal Trade Commission, FTC).
Сенатор Ричард Блюменаль (Коннектикут) и сенатор Эд Марки (Массачусетс) в письме на прошлой неделе попросили председателя FTC Лину Кан проверить, не использует ли Tesla «потенциально вводящие в заблуждение и нечестные практики» в рекламе этих технологий.
«Мы опасаемся, что функции Autopilot и FSD компании Tesla не такие зрелые и надежные, как компания пытается убедить публику», — указали сенаторы, сославшись на заявления Маска, а также на видео YouTube под названием Full Self-Driving от 2019 года, в котором содержится ссылка на сайт Tesla.
Впрочем, повышенное внимание к этим рискам и к тому, как они могут сказаться на акциях Tesla, не должно скрыть тот факт, что многие аналитики по-прежнему настроены оптимистично. Так, аналитики Piper Sandler Александр Поттер и Винни Донг в этом месяце подтвердили рейтинг «выше рынка» для акций Tesla и целевую стоимость на уровне $1200
Аналитики отмечают:
Подведем итоги
Будущую траекторию акций Tesla предсказать сложно, учитывая огромный спекулятивный интерес к этой компании. Однако события последнего времени говорят о том, что производителю электромобилей будет достаточно трудно превзойти ожидания в складывающейся непростой ситуации с производством.
Инвесторам следует проявлять осторожность
Акции «Тесла» — прогноз
Проблема для рыночных игроков заключается в том, что все уже давно ждали основательной коррекции бумаг высокотехнологичного сектора NASDAQ. Индекс уже давно (хоть и плавно) рос, что не могло вселять уверенности в его дальнейших положительных перспективах.
Прогноз на акции «Тесла», в данном случае, тесно коррелирует с динамикой NASDAQ, потому что эти бумаги в структуре индекса уже давно признаны «ориентирными».
Это означает, что именно к ним приковано перманентное внимание рыночных игроков, и от роста или падения курса TSLA зависит, соответственно, рост или падение всего сегмента (именно так, не наоборот). Нельзя отрицать, что в среднесрочной перспективе до середины 2020 года купить акции «Тесла» станет возможно еще более дешево
Нельзя отрицать, что в среднесрочной перспективе до середины 2020 года купить акции «Тесла» станет возможно еще более дешево.
Надо отметить, что настоящее снижение – это не чисто американская «фишка». Падает глобальные товарно-фондовые рынки всего (акций, долговых бумаг, нефти, иного сырья). Стабильны только валюты (поскольку они котируются друг относительно друга), а кроме того, растут активы-убежища (к примеру, золото и палладий). Поводом для обвала послужил пресловутый коронавирус, но причиной все-таки является именно перегретость организованных площадок по всему миру.
За последние12 лет на глобальный фондовый рынок пришло капиталов, по различным оценкам, от 1,6 до 2,3 раз больше, чем было инвестировано в реальном секторе. Куда же делись эти деньги? Отчасти, за их счет были сформированы высоколиквидные резервы многих «выстреливших» стартапов. Но нельзя также отрицать и нарастание спекулятивного «карниза». Нынешний обвал представляет собой банальное оздоровление ситуации.
По оценкам различных аналитических агентств мировой рынок уже «недосчитался» капитализации на сумму, не менее $10 трлн. только за 1 прошедшую неделю! Это весьма впечатляет, потому что такого интенсивного падения не было зарегистрировано давно. За 5 дней американский индекс S&P500 «припал» на 12,1%. За сотню лет истории организованного американского рынка в феврале падение было столь же мощным лишь трижды:
- 23 февраля 2009 – 11,6%;
- 27 февраля 1933 – 11,2%;
- свыше 10% за 5 дней – сейчас…
Так что, если и делать прогноз на акции «Тесла» на ближайшие 2 месяца, то сугубо негативный. Падение продолжится, но вот к каким уровням опустится стоимость ее бумаг – сказать трудно. Многие аналитики говорят, что падать будет еще, как минимум, на такую же величину. Другие утверждают, что для данных бумаг дно уже пройдено, так как в силу их ликвидности и привлекательности инвесторы в дальнейшем предпочтут «убегать» уже не в золото, а будут стремиться купить именно акции «Тесла», предвкушая их последующий рост, связанный с фундаментальной недооцененностью данного эмитента.
Пожалуй, последний тезис является чересчур смелым, хоть и логически выдержанным. Однако представляется более обоснованным просто констатировать, что на фоне сокращающейся ликвидности рынка акции «Тесла» станут практически детерминированы с NASDAQ. Так что сигналы на покупку можно черпать, анализируя потенциальные точки разворота индекса.
Это был анализ сугубо тактический (даже не на 3 месяца, а меньше), а вот что будет происходить на более длинных «дистанциях», попробуем спрогнозировать далее.
Сколько можно заработать на акциях «Тесла»
Текущее падение наглядно демонстрирует весь потенциал возможного заработка на акциях «Tesla Inc.»
Причем, что самое важное, речь идет о заработке с минимальной долей риска, потому что:
- динамика бумаг детерминирована с курсом NASDAQ, а предполагать, что высокотехнологичные американские производители вдруг потерпят крах в долгосрочной перспективе, может только очень наивный человек;
- акции «Tesla Inc.» являются одними из ликвиднейших структурных компонентов индекса. Фактически, о развороте индекса можно судить по динамике акций «Тесла» и наоборот.
Фундаментально продукция компании имеет в мире не просто успех, а успех нарастающий. Никто не сомневается, что после кратко- или среднесрочного падения общей ликвидности на рынке, бумаги компании не просто «отрастут» обратно, но и существенно прибавят в цене. Поэтому если правы негативисты, и глубина падения удвоится относительно текущих значений (то есть, относительно 20.02.2020г. акции подешевеют вдвое), то это значит, что в соответствии с осторожным, консервативным прогнозом инвестор получит возможность заработать, как минимум, 100% годовых. Ибо мало кто считает, что на восстановление прежней стоимости акций уйдет больше года.
Но и это еще не все: ведь «на низах» можно приобрести опционы кол на TSLA. Подразумевается возможность работать с плечом (1:7), что увеличивает 100% сразу… в (1+7)=8 раз до сумасшедших 800% годовых. Однако нужно не забывать, что при работе с плечом разумно иметь средств на маржинальном счете в размере 100% от суммы, на которую приобретаются опционы (это в случае осуществления довольно рискованной стратегии). «Маржинальные» деньги, разумеется, не растут, так что грубо уменьшаем сумму потенциального заработка вдвое – до скромных 400% годовых.
Брокерская компания «24option» позволяет отечественным резидентам торговать на американской площадке NASDAQ в онлайн-режиме. В том числе, осуществляется доступ к сегменту деривативов, где можно купить опционы на акции «Тесла».
Риски для инвесторов
С какими рисками сталкивается компания? Самых главных можно выделить два — конкуренция и производственные проблемы.
Конкуренция будет только нарастать.
По данным того же Блумберг к 2022 году мы сможем сделать выбор уже из 500 моделей EV. Просто так Маску никто не даст монополизировать рынок.
Главное опасение заключается в том, что матерые автопроизводители сумеют создать более дешевый и практичный электромобиль, который не оставит Tesla шансов. Пока не создали.
Производственные проблемы.
Так как компания сравнительно молода, то не все производственные процессы отлажены должным образом.
Например, выпуск Model 3 задерживался не единожды. Компании просто не хватало производственных мощностей, чтобы удовлетворить спрос, а после покупки клиенты оказывались в затруднительной ситуации, когда детали на автомобиль приходилось ждать месяцами, а сервисов и сотрудников, чтобы обслуживать новенькие Model 3 у компании в принципе не было.
Выглядит печально, но стоит отметить, что менеджмент достаточно умело и оперативно решает проблемы.
Сейчас у Теслы уже два полноценных завода. Один в Калифорнии и другой в Шанхае, который компания построила всего за 10 месяцев. А также, назло эко-активистам планируется постройка еще одной фабрики в Берлине.
Подведем итоги
- Последние три квартала оказались для компании невероятно успешными и показали инвесторам, что бизнес-модель может приносить прибыль.
- Перспективы рынка электромобилей огромны, а сила Теслы в ее гибкости и умении подстраиваться под ситуацию. Инвесторы понимают это, и оценивает акцию гораздо выше ее ближайших конкурентов.
- Чем больше хайпа, тем больше волатильность. Глава компании приковывает к себе много внимания и сам периодически обрушивает котировки своих акций заявлениями в твиттере. Для спокойных и консервативных инвесторов Тесла — не лучший способ вложить деньги.
В общем, Тесла — компания непростая, и оценивать ее с фундаментальной точки зрения сложно. Ее можно либо любить и свято верить в успех, либо хоронить и пророчить банкротство.
Выбор за вами.